Информация

Что такое Айкидо?

Айкидо - это синтез боевых искусств, основанный на принципе гармонии, позволяющий использовать силу противника для нейтрализации конфликта. Айкидо это не стиль, это принцип действия в любом истинном боевом искусстве, позволяющий сохранять равновесие сил в движении, осуществляя непрерывный контроль за действиями партнёра. Потеря контроля приводит к моментальному поражению. Обучение в айкидо (при правильной методике!) позволяет обрести способность контролировать действия атакующего на высочайшем уровне. Основатель айкидо, Морихей Уесиба, сказал: «Надо взять под контроль дух нападающего еще до начала движения» - это и есть высшее проявление техники айкидо. 

Правила поведения в Додзё

Слово додзё означает «место, где проходит путь». Японцы использовали модель монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих школах.  Другой важный вклад это этика воинского братства. Наиболее удачливыми всегда являлись воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в важности тех целей, за которые они сражались, поддерживали определенную систему и порядок. Вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех додзе, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Правила этикета помогают человеку сохранить правильное поведение, если он начинает терять контроль над собой.  Додзё Айкидо вобрали в себя значимость религиозных и воинских додзё.

 Айкидо это не религия, оно не имеет каких-либо догм или доктрин. Айкидо является глубоким духовным занятием. Додзё Айкидо – это храм духа, человеческого и божественного духа, который присутствует во всем во Вселенной. Додзё Айкидо  должно поддерживать строгость и дисциплину воинского общества, поскольку Айкидо – это будо, путь воина.  Айкидо это не абстрактная теория духовных ценностей. Айкидо это практическая тренировка, закаляющая ваш дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности в общении с другими людьми. Необходимыми элементами додзё являются обязательства, сотрудничество, дисциплина, порядок, вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзё. Члены додзё должны разделять ответственность по уходу и присмотру за додзё. Додзё Айкидо должно быть корпоративной организацией, в которой все члены заботятся о благополучии додзё и друг друга. Додзё - это не спортивный зал. Занимающиеся в додзё должны рассматривать его уборку как духовное упражнение. Поддержание личной чистоты - это уважение к себе, к своим партнерам и искусству Айкидо. Занимающийся не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать их в одном месте. Он должен постоянно следить за тем, где находится его оружие. Додзё – не демократия. Цепь подчинения и смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по всей иерархии додзё, начиная от сенсея и далее через старших учеников (семпай) и младших учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший пример младшим, поддерживать и усиливать учение своего сенсея. Убедиться в том, что младшие ученики учатся правильно и в додзё идет необходимая работа – это обязанность старших учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не сопротивляться инструктажу с их стороны. Младшие ученики, чтобы научиться, должны раскрыть свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Старшие ученики должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим положением для унижения младших. Хорошая техника не служит оправданием для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзё превращается в джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования, превращается в опасное занятие. Выйти на татами не полностью или неправильно одетым, валяться на татами в небрежной позе и т.д. – все эти внешние проявления бескультурья говорят о ментальной и духовной распущенности. Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает ваш внутренний порядок. Пользоваться чужим оружием без разрешения – это грубейшее нарушение этикета. Если вы забываете или полностью игнорируете этикет, то я уверен, что ваши занятия потеряют глубину и ваше понимание будет крайне ограниченным.

Требования к занимающимся

Конечно, может прийти и начать заниматься любой желающий, но достигнет реальных результатов только тот, кто искренне принял философию Айкидо как руководство к жизни. Невозможно следовать принципам айкидо в зале, одновременно не следуя им в жизни. Такое противоречие не даст истинного понимания Айкидо и реализации его на практике. Прежде чем начать заниматься, нужно задать себе вопрос «Зачем?», « Чего я хочу достичь в жизни?» « Какова цель моей жизни?». Айкидо -  в первую очередь серьезная внутренняя работа над собой. Это серьезней чем просто какое-то хобби. Это не значит, что надо бросить всё и постоянно находиться в зале. Необходимо положить начало разумной жизни, подчинив разуму свой ум и чувства. Следуя путем добродетелей, искоренять в себе пороки и устранять другие внутренние препятствия, пагубно действующие на наше сознание. Искреннее желание позитивных жизненных перемен и есть первый шаг на пути к познанию айкидо. Это тяжелый труд, но постижение истины радостно. Айкидо многогранно, многие привлекаются каким-то отдельным его аспектом, например оздоровительным или боевым. Кому-то интересна философия и т.д. В процессе занятий каждому открывается что-то новое, расширяя границы познания. Помимо собственного желания познать, важнейшую роль играет опыт и профессиональные качества преподавателя, его искреннее отношение к Айкидо как к делу всей своей жизни.

История школы

   …и не было так, с безначального прошлого, чтобы не существовал принцип Айки. Но всегда были те, кто искренне желал познать его. Ибо все живое, видимое и невидимое, зиждется на нём. Люди использовали религию, различные виды искусств, пытаясь связать их вместе, для того, чтобы постичь суть Айки.  Но лишь единицы находили путь истинный, ценой невероятных усилий, пробиваясь сквозь тернии к вершинам познания. И однажды достигнув Света, несли его жертвенно тем, кто искал этот путь во тьме материального существования. Некоторые мастера боевых искусств прошлого также обладали светом истины. Но даже такие яркие звезды, как Бодхидхарма, Лао Цзы, Конфуций и Такуан Сохо, связавший религию с боевым искусством, оказались едва заметными под завесой невежества нашего века. Однако истина нетленна, и она всегда находит прибежище в искреннем сердце. Основатель универсального боевого искусства Уэсиба Морихей явился олицетворением принципа Айки. Уэсиба обладал высокой духовностью и стяжал высшие знания, позволившие ему преобразовать известное ранее разрушительное бу-дзюцу в совершенное мироносное боевое искусство, олицетворяющее вселенскую гармонию, преисполненную человеколюбия, несущее в себе созидательное начало и торжество справедливости. Свет истины всепроникающ, поэтому «железный занавес» не стал для него преградой. Многие искали этот свет в многочисленных залах спортивных клубов и обществ. Сергей Рычков, старший инструктор нашей школы, тоже был  в поиске истиной техники: спортивная школа вольной борьбы, зал рукопашного боя пограничного училища КГБ СССР им. Моссовета (офицер запаса), Айкидо в центре боевых искусств «Защита» на Цветном бульваре, Айкидо Айкикай под руководством Икэды Сенсея, Хомбу Додзё (Токио) под руководством Моритеру Уэсибы и других известных мастеров Мирового центра айкидо. И по прошествии 20 лет Сергей Рычков - 5-ый дан Айкидо Айкикай. Айкидо также попало под натиск невежества, пытающегося исказить истинную суть этого искусства. И мы, стараясь избегать негативного влияния и пытаясь сохранить ученическую преемственность, работаем над восстановлением недостающих звеньев цепи. Старший инструктор школы боевых искусств - Рычков Сергей Валерьевич, занимается айкидо  более 25 лет и имеет огромный тренерский опыт. С 1991 г. началось формирование школы боевых искусств. Несколько позже она приобрела свой официальный статус в организационной структуре Федерации Айкидо Айкикай и традиционного кобудо России. В 2009 году Федерация изменила свое название. На  сегодняшний день федерация называется  РОИЯКС - Российское Общество Изучения Японской Культуры и спорта. В 2010 году школа боевых искусств «Будо Кай» вышла из состава федерации РОИЯКС и приступила к изучению айкидо по школе Kazuo Igarashi 7th dan Shihan http://home.att.ne.jp/moon/igarashidojo/ (технический консультант Юкка Хельменин 6 дан). В 2012 год объединение клубов («Будо Кай» под руководством Рычкова С.В. 5дан  дан Айкидо Айкикай, чёрный пояс Тэнсин Сёдан Котори Синто-рю, «Спортивно коммерческий Клуб Айкидо Зеленоград» под руководством Прохорова М.Ю. 4 дан Айкидо Айкикай, чёрный пояс Тэнсин Сёдан Котори Синто-рю и Спортивно-Досуговый Клуб «Патриот» под руководством Сутормина М.А. 4 дан Айкидо Айкикай, чёрный пояс Тэнсин Сёдан Котори Синто-рю) получило название "Shinwakai".

 

 Школа боевых искусств отличается от спортивной секции. Секция не готовит профессионалов, занимает свободное время, организуя досуг. Школа ставит на путь, формирует мировоззрение. Следует сложившимся традициям, передающимся из поколения в поколение, готовит приемников для продолжения традиции. Лучшие из учеников становятся инструкторами, которые посвящают этому делу всю жизнь, а не тренируют людей в свободное от работы время. Благодаря тому, что каждый инструктор максимально погружен в процесс совершенствования своих профессиональных качеств, уровень преподавания значительно выше, чем в любительских клубах. С 1996 года школа боевых искусств «Будо Кай» подготовила 15 черных поясов, из них 5- обладатели третьего дана, 10 – первого. Все инструктора обладают международными сертификатами, выданными Мировым центром айкидо в Токио, возглавляемым Моритэру Уэсибой. На сегодняшний день общее число занимающихся – около 500 человек. Занятия ведутся в 5 залах в ЮЗАО. Один из самых крупных залов находится в г. Одинцово. Действуют филиалы в Республике Беларусь в Минске и Витебске, а так же в Абхазии, г. Сухуми.

Саотомэ Мицуги. Процесс тренировки

   Много лет назад я обучал класс в хомбу додзё, приемом для практики был кокю-хо. Будучи поглощенным объяснением усовершенствования приема нескольким юданша (обладателям черного пояса), я не знал, что в одном углу татами два новичка со сгорбленными плечами, напряженными мышцами и негнущимися руками были захвачены состязательной борьбой. Это было больше похоже на сумо, чем на занятие Айкидо. Я также не знал, что в додзё зашел О’Сэнсэй посмотреть на класс, так как часто имел такую привычку, пока не услышал его голос. “Кто обучает этот класс?” - прогремел его голос, резкий от гнева.

Затем О’Сэнсэй увидел меня и, указывая на изумлённых новичков, сказал: “Саотомэ, ты разрушаешь принципы Айкидо. Я развиваю систему: систему занятий, систему обучения. Тренировка Айкидо есть процесс.

Ты уничтожаешь смысл Айкидо!”

   Процесс обучения представляет обучение и совершенствование кихон ваза. Кихон ваза, базовая техника, является основой практики Айкидо. Это суть философии Айкидо, собранная в ряд основных движений, каждое из которых обеспечивает различное иллюстрирование одних и тех же принципов, лежащих в основе. Очень часто люди учат Айкидо, но они не изучают Айкидо. Они изучают иккё или шихо-нагэ, или ирими-нагэ, думая: “Это правильный путь выполнения иккё, это правильный шихо-нагэ”. Это нонсенс. Несмотря на отделение приёмов для изучения, мы должны научиться видеть их сходство, применение принципа и его философский результат. Нет совершенного иккё, любой иккё правильный, когда выполнен самопроизвольно, искренне и в гармонии с конкретной ситуацией. Ученики часто пытаются копировать точную форму инструктора, но для инструктора также иккё различно каждый раз. Точная форма не может быть повторена снова и снова. В каждой ситуации степень и направление силы различны, ваша позиция не всегда одинакова, форма тела и мускульная структура отличаются от участника к участнику, меняются восприятие и выбор времени. Соответственно должно меняться применение. Приём, проводимый в одну секунду, является созданием формы. Не существует той же самой секунды, той же самой формы.

Но основные принципы всегда те же.

В додзё пришел спортивный репортер одной крупной токийской газеты взять интервью у О’Сэнсэя. О’Сэнсэй рассказал о принципе, философии и цели Айки. Очень пораженный теми вещами, которые рассказал О’Сэнсэй, репортер попросил его продемонстрировать приемы, чтобы сопроводить статью фотографией этой динамической философии. О’Сэнсэй вызвал укэ и показал очень мощное движение ирими, отбросив укэ, наверное, футов на 15 или более. Очень возбуждённый, фотограф сказал: “Пожалуйста, Сэнсэй, сделайте это ещё раз. Картина будет очень хорошей.”. Тогда О’Cэнсэй начал показывать много различных бросков и движений. Он остановился и посмотрел на фотографа, но фотограф сказал: “Сэнсэй, это прекрасно, но могли бы Вы повторить первое движение ещё раз?” Снова О’Сэнсэй начал показывать, не повторяя один и тот же бросок дважды. Затем он повернулся к фотографу и спросил: “Ну, Вы получили свою фотографию?” Явно расстроенный, фотограф ответил: “Всё было очень интересно, но, пожалуйста, не могли бы Вы сделать ещё раз самый первый бросок?”

“Что? Я не понимаю. Вы профессионал. Айки не имеет формы. Каждый раз существует другая ситуация, к которой подходит другое движение. Одно и то же движение нельзя повторить дважды. Вы должны схватить суть. Нет ещё одного раза. Вы должны попытаться спонтанно схватить образ. Это Айки!”

Часто в додзё приходили различные группы людей посмотреть демонстрацию О’Сэнсэя и послушать его лекции. Каждый раз О’Сэнсэй должен был делать ирими-наге, но ударение и подход должны были меняться, чтобы приходить в связь со специфическими интересами группы. Для группы танцоров он мог сделать акцент на изяществе и красоте в мощи своего движения. Группе борцов следовало показать живую силу и опустошительное боевое применениe. Для группы художников он демонстрировал бы мощь созидания и артистическое единение, которое развивается через практику. Сущностью Айкидо являются самопроизвольность и изменение.

Охват Айкидо столь же широк, как сам космос. Поэтому каждая базовая техника в системе имеет много различных применений и методов тренировки для получения различных результатов. С ударением на контроль пространства форма иккё будет отлична от формы с акцентом на техническом исполнении. Сущность одинакова как для мускульной тренировки, так и для тренировки согласования и восприятия, но иккё исполняется с различных точек зрения


   Учение О’Сэнсэя неуловимо изменялось день ото дня и год от года. Жизненный опыт, ежедневная тренировка и течение времени расширяли его мудрость. О’Сэнсэй показывал иккё на протяжении многих лет, но его понимание и философия делались более утончёнными. Тренировка для О’Сэнсэя была каждодневной жизнью. Он вложил всю жизненную энергию, опыт, проницательность, молитвы и надежду в свою тренировку, и он не прекращал расти. Те, кто связан только с формой, не могли видеть рост и изменение внутри.
Ученикам необходим особый взгляд для интерпретации учений инструктора. Им нужно видеть суть вне формы. Не существует лёгкого пути для понимания кихон ваза, ибо вы должны сами обнаружить истину. Но через искреннее изучение свойств и реакций энергии и в результате развития своей собственной физической мощи вы начнёте глубже проникать в эти принципы и готовить путь для духовного роста. Все движения кихон ваза являются грандиозной основой и катализатором для духовной революции.
Пока вы не научитесь делать правильную и сосредоточенную атаку, вы не сможете научиться отвечать на атаку правильным образом. Пока вы не научитесь отвечать на исполняемый приём, вы не сможете узнать реакции и динамику энергии. Когда вы атакуете в практике Айкидо, вы даёте тренировочную возможность вашему партнёру, возможность для реагирования и совершенствования приёма. В свою очередь, вы получаете наиболее ценный учебный опыт тренировки Айкидо. Вы приобретёте знания из первых рук, через каждый нерв своего тела в результате движения своего партнёра. Вы будете чувствовать слабость так же, как и силу. По мере получения большего опыта вы будете понимать из его прямого действия на тело и дух, почему отдельное движение было малоэффективным, и как сделать подходящее изменение, чтобы это же движение сработало. Вы учитесь на успехах и ошибках вашего партнёра так же, как и на своих. Вы должны уважать это. Во время тренировки по Айкидо инструктор будет демонстрировать приём для изучения. Каждый будет упражняться в том же самом приёме, поэтому каждый понимает движение защиты, которое должно быть использовано. С этими знаниями для укэ легко предупреждать движение и останавливать его. Такая остановка приёма вашего партнёра является нечестной и категорически запрещённой. Каждый приём предназначен для того, чтобы получить и приобрести опыт конкретного стиля и направления силы. Техника Айкидо основана на слиянии с силой атаки, той силой, которая определяет движение. Если укэ сдерживает необходимую силу, не может быть обмена опытом, и техническое применение не может быть изучено. Каждая атака должна быть полностью завершенной, проводимой честно из вашего центра в центр вашего партнёра, со свежим умом и духом. Каждый раз атака проводится с полной концентрацией, как бы она проводилась первый и единственный раз. “Сейчас есть сейчас”.
Любая атака является подходящей в дзю-ваза (свободная техника), пока эта атака искренняя, так как тренировочный акцент помещен на спонтанное движение. Но основой такого движения является кихон ваза, и тренировочный процесс должен строго следовать ей. Распространяйте свой дух, не распространяйте своё Я. В тренировках более высокого уровня сильное сопротивление становится важной частью обучения. Но это сопротивление не является сопротивлением своего Я или духом соперничества. Оно должно оказываться максимально честно и с чистым сердцем. Вы также должны научиться понимать, когда подходит момент для сопротивления, а когда оно глупо и опасно. Спасительное действие укеми является первой ступенью Айкидо. Я часто видел учеников, останавливающихся и сопротивляющихся в самые нелепые моменты, показывая этим партнеру свою слабость. Пытаясь доказать ограниченную силу только одной части своего тела, они оставляли себя полностью открытыми и незащищёнными против удара по рёбрам или в лицо. Я видел их сопротивляющимися, тогда как малейшее увеличение давления со стороны партнёра привело бы к вывиху плеча или перелому запястья. Это не самозащита или хорошая тренировка. Это слепая глупость упрямого Я. Вашей практикой как укэ является охват всех открытых мест и самозащита. Самый разумный способ выполнять это состоит в том, чтобы проводить совершенную атаку и получать укеми, будучи отзывчивым к реакции вашего партнёра, сознающим всё вокруг вас, готовым изменяться, и готовым для следующего de-ai. Требуется много опыта, чтобы понять, когда наступает подходящий для сопротивления момент, когда оно создаёт ситуацию, пригодную для изучения. Для подготовленных студентов этот опыт - только практика. Вы должны научиться ходить прежде, чем будете скакать. В практике Айкидо укеми задумано так, чтобы ни одна часть тела не получила боль от падения. Сила равномерно распределена и рассеяна от плеча к противоположному бедру по поверхности шара. Несмотря на приземление на плоскость и уязвимость, вы заканчиваете укеми защищенным и в ханми. В отличие от резкого броскового падения в дзюдо, круговое движение не даёт чрезмерного удара на почки и печень.
В некотором смысле укеми массирует все мышцы плеч, спины и бёдер, сохраняя их сильными и гибкими. В некоторых случаях естественное движение помогает выравнивать позвоночник. Улучшается общая циркуляция за счёт вращательного движения, посылается свежая кровь и энергия во все части тела, быстро очищая и изгоняя скопившиеся отходы из кровеносной системы. Укеми так же - прекрасная тренировка для ощущения равновесия и устойчивости. Обычно лучшие укэ имеют лучшую технику.

Учиться быть хорошим укэ - это, прежде всего, развивать чувствительность к способности своего партнёра. Глупо атаковать новичка со всей своей силой, делая невозможным ответ партнёра и изучение техники. Также глупо атаковать способом, более сильным, чем тот, от которого вы получаете укеми. Хорошая атака - это не обязательно самая быстрая, самая сильная атака, на которую вы можете собраться. Хорошая атака есть контролируемая, центрированная и искренняя атака, принимающая во внимание ситуацию партнёра и свою. Это первая ступень в развитии восприятия. Нагэ - тот, кто исполняет приём, тот, кто бросает. В это время ваша ответственность наибольшая, взаимная ответственность контроля и сострадания. Вы должны научиться воспринимать боль вашего партнёра, находить сострадание и соответственно приспосабливать ваше движение. В этот момент вы изучаете значение буддийской тренировки “защитить карму противника”: защитить каждое существо, которое угрожает вашему благополучию. Укэ даёт вам великий дар истины, возможность совершенствовать свою технику, экспериментировать и расти.
 Всё это вы должны помнить в боевой ситуации. Вы должны переступить пределы своего Я и агрессивной энергии и обнаружить положительный путь к гармонии. Каждая атака и защита являются возможностью для глубоких изменений вашего духа. Это тяжёлое занятие, борьба, которую неопытный не может видеть. Занятие Айкидо не есть вызов вашему партнёру, это вызов себе. Если вы слепы к чувству вашего партнёра, вы не ощутите движение вселенной и её связь с вашей жизнью. Ваше движение должно быть интуитивным применением всеобщей энергетической силы. Осознайте это! Каждый момент есть кацу, духовное пробуждение, метафорический шлепок по лицу для пробуждения духовного глаза. Ваш физический глаз может быть открыт, но если спит духовный глаз, вы не сможете осуществить самопроизвольную реакцию. “Сейчас есть сейчас!” Если весь ваш дух, вся ваша жизнь, вся энергия сконцентрированы в каждом движении, в вашем разуме произойдёт взрыв, и всякий раз вы будете находить маленький кусочек сатори. Хороший партнёр для тренировок даёт дар сатори. Ваш напарник - ваше зеркало, точильный камень, на котором вы полируете и очищаете свой дух. По мере того, как вы учитесь использовать ваши пять чувств до их полноты, вы начнёте обнаруживать шестое и седьмое чувства духовного единения. По мере изнурения вашего малого эгоистичного Я вы познаете универсальный разум. Реальной целью занятия Айкидо является усиление качества вашей жизни. Если вы сильны, с мощной техникой на татами, но ещё не научились общаться с другими в повседневной жизни, ваше занятие бессмысленно. Если вы всегда избегаете стресса, вы не сможете развить сильную и благородную жизнь. По мере совершенствования вашей реакции на стресс и давление на татами, вы совершенствуете вашу реакцию на стрессы жизни в своих отношениях с другими. На татами вы не можете избежать атак вашего партнёра. Вы должны научиться встречать их с уверенностью и контролем. Посредством этой тренировки вы найдёте силу и уверенность для контроля конфликтов, с которыми имеете дело каждый день.
Сидение в медитации является ценным занятием, но медитация в практике Айкидо научит вас быть спокойным и уравновешенным посреди опасности и угроз. Она научит вас оставаться открытым, улавливая чувства и колебания других так, что вы сможете воспринимать их агрессии и находить путь гармонии. Она научит вас переступать пределы своих собственных агрессивных инстинктов, совершенствовать ваши реакции таким образом, что вы сможете более точно отражать дух Бога.

Айки

   Айки – это принцип взаимодействия, гармония, динамическое равновесие сил физических, духовных и ментальных. Это то, за счет чего поддерживается жизнь. Позитивное, созидательное начало. Истина, золотая середина. Великий предел, Инь и Ян.
Контроль это закон природы. Бесконтрольность ведет к хаосу. Если бы не было высшего контроля, природы не было бы тоже.

Кто не осуществляет контроль, идет против действия высшего закона. В абсолютном смысле два партнера,  взаимодействующих по этому закону, созидают продолжение движения друг друга своевременно (ки мусуби), переходя на контроль поочередно.
Кто теряет контроль (выходит из закона) – попадает под разрушительное действие техники. И только настоящее высшее мастерство тори может предотвратить разрушительное действие техники, смягчить его последствия.
Контроль в каждой своей пиковой фазе создает тотальное преимущество, которое может быть использовано для разрушения (бескомпромиссно). В этом случае может быть приведено в действие «бу дзюцу». Но Айки не допускает остановки, т.к. остановка это смерть, а дает возможность по милости своей продолжить движение, то есть жизнь, давая шанс уке защититься от действия «бу дзюцу» и прийти в состояние покоя сознательно или с помощью тори. Таким образом, попытка, произвести технику без контроля приводит в две крайности. Первая это грубая рукопашка, а вторая – эйфория, «балет», поддавки. Отсутствие структуры, сфокусированности, баланса собственного центра и в связи с партнером не позволяет импровизировать, мгновенно реализовывать действие, сливаться с силой стихий, найти идеальную траекторию.

Применение Айки позволяет выйти из под влияния таких условностей, как масса, сила и скорость нападающего. Айкидо имеет удивительную способность адаптироваться, совершенствоваться, преобразовывать все взаимодействующее с ним при любых обстоятельствах, но только если в нем жив принцип Айки.
Человек, постоянно развивая свое сознание, избавляется от негативных последствий неправедной деятельности, таким образом, приближает себя к пониманию простых и незыблемых истин мироздания. И тем, кому удалось «победить себя», свое ложное эго, могут иметь несокрушимый дух и волю следовать путем восхождения великих учителей прошлого.

Что такое "базовая техника Айкидо"?

... "необходимо изучить базу Айкидо", "надо знать базовую технику" - подобные выражения можно услышать довольно часто. Так что же такое "базовая техника"? Базовая техника в Айкидо несет в себе принцип движения, а не выражает чьё-то субъективное мнение.
В истинном смысле базовая техника проявляется при условии равновесия сил уке и тори, тогда при их взаимодействии проявляется четкая геометрия передвижений. Под равновесием сил подразумевается сознательное уравнивание возможностей по основным физическим параметрам, таким как скорость и сила движения. Так как невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей, можно сказать, что условия для идеальной техники создаются искусственно. Это исходная модель, несущая в себе гармоничное взаимодействие уке и тори, позволяет понять принцип действия, смысл и логику движений. Таким образом, постигается форма и содержание «базовой» техники.
В реальных условиях силы не равны, нет двух одинаковых людей. И именно четкое понимание идеи базовой техники позволяет вносить коррективы в движения. Соответственно меняются траектории, углы приложения силы и возникает масса производных от базовой техники. Каждый человек по–своему оценивает ситуацию и взаимодействует с партнером в соответствии со своими возможностями.  Эта субъективная позиция не может быть взята за основу другим человеком. Слепое копирование техники другого человека приводит к формальному исполнению, лишая возможности увидеть суть. Мастером можно считать человека, постигшего суть техники и притворившего ее на практике. И каждый последователь, также поняв смысл техники, имеет шанс практически ее реализовать. Но просто повторяя движения, пытаясь внешне быть похожим на учителя, ученик никогда не сможет достичь совершенства.
Как говорил основатель, учитель дает лишь намек на технику (демонстрирует смысл техники), а каждый ученик, используя основной замысел техники, постепенно делает ее своей.
Таким образом, необходимо сплавить воедино принципы и индивидуальность. А уже уровень мастерства определяется возможностью видеть причины движения, вовремя и адекватно отвечать на них. Понятие Ма-Ай напрямую связано со способностью чувствовать намерение до начала его физического проявления. Обычно мы реагируем на видимое движение, используя внешние чувства. В этом случае движение на встречу атакующему будет безрассудным, а вход на опережение невозможным.
В лучшем случае нужно обладать вдвое превосходящей скоростью, чтобы пренебречь более тонкой техникой. Но, как известно, на каждую силу найдется другая сила, а на скорость – другая скорость. Это характерно для занимающихся спортом. Неумение своевременно продолжить действия партнера ведет к противостоянию, физическому столкновению, неминуемо приводит к борьбе с использованием грубой силы и разрушительной техники. Таким образом, необходимо развивать сознание не только через внешнее - физическое, а также через внутреннее - духовное. Так, практика добродетелей является тренировкой для всей «тонкой структуры» человека, позволяет развить сверхчувственное восприятие. Как следствие совершенствуется физическая техника. Каждая форма в будо есть отражение внутреннего содержания стиля боевого искусства. Каждое направление имеет свою цель, следовательно, его формы подчинены этой цели и направлены на ее реализацию. Например, каратэ немыслимо без акцентированного удара. Практикуя формы, принятые в каратэ, мы стремимся выработать «кимэ» для достижения максимально результативного удара. Удар в каратэ не может быть «мягким», так как изначальная цель нанести поражение с одного удара. Это не может не влиять на сознание. Со временем цель и средства каратэ становятся вашей сущностью. Для того чтобы осуществить безупречный контроль и не допустить разрушения в результате удара, необходимо иметь другую цель. Нельзя идти одновременно к противоположным целям. «Высшая природа» это созидательный процесс, а «низшая» - разрушительный. Осталось определиться – на чьей ты стороне. В Айкидо использование техники каратэ необходимо постольку, поскольку мы должны понимать атакующего. Выбор зависит от нашего уровня сознания, от жизненных приоритетов. «Низшая природа»  грубо материальна и в боевом искусстве выражается в грубой технике, которая основана на физической силе, выносливости, скорости, где так же имеют значение масса и «животный рефлекс», то есть рефлекс, основанный на внешних чувствах (зрение, осязание, слух…) и неосознанном предчувствии.
Материальная концепция жизни огрубляет тонкий механизм восприятия, который позволяет очень точно и своевременно определять причину, направление движения и его интенсивность. Таким образом, чем выше уровень сознания, тем шире диапазон восприятия, выше способность улавливать причину движения (намерения).
Дистанция, с которой вы способны определить характер действий атакующего напрямую зависит от вашей способности чувствовать. Например, борец  определяет характер действий противника, только вступив в непосредственный контакт с ним. В традиционных спортивных единоборствах значительно меньше уделяется внимания этике отношений между спортсменами, в отличие от единоборств, в которых отсутствуют соревнования, то есть там, где используется боевое оружие или другая боевая техника единоборств. Основатель сказал, что без соблюдения этикета невозможно постичь истинное будо. Так как этикет предполагает  постоянное смирение своих страстей (эмоций, мыслей), освобождая внимание для концентрации на предмете изучения.
Каждый раз, смиряя себя, человек работает над тонкой структурой своего существа, усиливая сверхчувственное восприятие. Удовлетворение своего тщеславия противоположно смирению, как тьма и свет. Желание победы или боязнь поражения не дают нам ощутить внутреннее равновесие и отказаться от эго ради принятия истины.
Истинная цель будо не взаимное уничтожение (ай-учи), а взаимное сохранение (ай-нуке), поддержание мира, а не стремление к войне. Осознание истинной цели будо ведет нас по пути гармонии и созидания, позволяет нам видеть причину, а не только лишь следствие.
Увидеть причину движения значит вовремя взять его под контроль.

Существуют ли ограничения по здоровью?

   Каждый занимающийся должен иметь справку о состоянии здоровья, в которой указано: для занятий айкидо противопоказаний нет.

Чем отличается айкидо от других единоборств?

   Айкидо объединяет в себе множество стилей, связывая их единым принципом движения тела и мысли. Айкидо позволяет сделать выбор: «бить или не бить?», между разрушением и созиданием. Имея перед собой все возможности для бескомпромиссного уничтожения противника, мастер айкидо всегда стремиться сохранить ему жизнь, не нанося физического ущерба.

Кто проводит тренировки?

Тренировки проводят квалифицированные профессиональные инструктора школы боевых искусств Будо Кай.

Как проходят тренировки?

   Главное в тренировке это постижение принципа действия Айки на практике. И специальные упражнения и базовая техника способствуют выработке основных качеств, таких как сбалансированная и сфокусированная стойка, высокочувствительная синхронизация действий с партнером, непрерывное воздействие на равновесие партнера, развитие чувства меры, времени и пространства.    Физическая нагрузка возрастает за счет повышения интенсивности тренировок. А интенсивность тренировок повышается по мере технического роста. В самом начале тренировок физическая нагрузка является результатом не очень умелых действий. В дальнейшем грубую силу и дух соревновательности постепенно вытесняет рациональная техника и осознание принципа «ки мусуби» (слияния с энергией атакующего).   Интенсивность физической нагрузки и темп исполнения техники зависит от способности удержать во внимании все ключевые моменты техники в движении.  Недопустимо увеличивать темп исполнения техники, теряя контроль над ключевыми моментами. Базовая техника Айкидо по своей сути неисчерпаема, поэтому, изучая ее, необходимо идти от простых элементов к сложным, от медленного к быстрому, от одиночного к множественному.

   Тренировка традиционно начинается с приветствия. Далее – разминка, включающая в себя отработку стоек, передвижений, элементов базовой ударной и защитной техники, страховок (навыков защиты при падении).

   Основная часть тренировки посвящена отработке базовой техники с партнером.

Что нужно для начала занятий?

   Для того чтобы начать занятия в группе необходимо:
   1. связаться с нами для уточнения удобного для вас времени и места тренировок
   2. подъехать в один из наших залов
   3. начать тренировки…
!!! Время, место и условия индивидуальных занятий обговаривается специально.
Первая тренировка бесплатно. Если к началу обучения экипировка отсутствует, то можно прийти в спортивном костюме. Обязательна сменная обувь.

Что можно почитать?

   Множество литературы, посвященной Айкидо, присутствует сейчас и на книжных прилавках и в сети. Далеко не каждая книга по своему содержанию соответствует духу этого боевого искусства.  А на некоторые фотографии, иллюстрирующие выполнение той или иной техники, вообще бывает смешно смотреть. Конечно это «смех сквозь слезы». Трудно оставаться равнодушными, когда за Айкидо выдают грубую рукопашку или наоборот – фееричный балет с красивыми страховками.
   Так вот, если вы только начали заниматься, не торопитесь стремительно расширять свой кругозор. Дождитесь того момента, когда у Вас появятся собственные ощущения при выполнении техники и представление о том, что такое Айкидо. Конечно, это представление со временем будет углубляться, и по мере роста Вы будете открывать все новые и новые грани. Но  очень важно, чтобы направление вашего развития было правильным, и ложные знания не увели бы вас в сторону от истины. Поэтому если на начальном этапе обучения у Вас возникают какие-то вопросы, не стесняйтесь задать их инструктору.
   Конечно же, никто не скажет об Айкидо лучше, чем его основатель – Морихей Уесиба. Именно поэтому на нашем сайте мы постарались собрать максимум литературы, написанной самим Уэсибой и лекций, записанных  учениками с его слов. К сожалению, можно констатировать, что Основатель остался непонятым основной массой своих учеников и последователей, а принципы, которые он  передал, часто оказываются извращены до неузнаваемости.  Но вчитываясь в его простые на первый взгляд слова, стараясь понять глубокий смысл, заложенный в них, каждый из нас имеет шанс получить урок от человека, который показал всему миру путь гармонии и любви.
   На страницах нашей Библиотеки мы освещаем некоторые теоретические и практические моменты, которые нам кажутся важными и будем рады, если это найдет живой отклик.

Существуют ли возрастные ограничения?

   Нет, нет и еще раз нет!

   Заниматься айкидо в нашем додзё может любой желающий от 5 лет. Верхний возрастной предел не ограничен. Айкидо – замечательное продолжение спортивной жизни для бывших спортсменов.

Как выбрать кимоно?

   На практике, как правило, для занятий айкидо используют кэйкоги предназначенное для дзюдо. К счастью по мере роста популярности айкидо ряд фирм-производителей приступил к разработке и производству кэйкоги именно для занятий айкидо, которые не уступают в прочности дзюдо-ги, но повышают чувство комфорта во время практики айкидо.
   В чем же заключаются основные различия айкидо ги от дзюдо ги?

·    ворот куртки для занятий айкидо должен быть достаточно прочным, но мягким, так как захват за ворот используется не так часто.

·    низ куртки, который попадает под хакаму, может и должен быть существенно мягче, чем у курток дзюдо. Боковые швы также могут быть мягче, что существенно при носке хакамы и кувырках.

·    рукава куртки для дзюдо делают шире и длиннее, чем для айкидо ги. Это связано с тем, что в практике дзюдо используются многочисленные захваты за ги, в то время как в айкидо изучается много техник от захватов за запястья.

   Еще один не маловажный момент это плотность плетения верхней части куртки. Толстая и пышная плетенка хорошо впитывает пот и дышит. Кроме этого, такого рода ги является прочным и в тоже время мягким и приятным в использовании. Более плотное плетение часто создает впечатление "брони", но практически не пропускает воздух и плохо впитывает пот. Кэйкоги двойного плетения хорошо держат внешнюю форму, что является важным фактором при выборе ги для показательных выступлений и экзаменов.
  В заключение отметим, что плетеные ги белого цвета используются также в ряде других боевых искусств. Например, в кэндо и кэндзюцу. Покрой ги для этих видов также отличается от принятого в айкидо и дзюдо. В частности, рукава курток существенно короче и уже. Кроме этого, боковые разрезы на куртках отсутствуют. Вместо них на поле спинки куртки делают один разрез. Как правило, куртки для фехтования как мужские, так и женские имеют завязки спереди.

    Наиболее известные фирмы производители Дзюдо-ги:

Зарубежные производители: Mizuno (ги юниор класса - производство Китай, ги мастер класса - производство Япония), Fuji (ги юниор класса - производство Пакистан, ги супер мастер класса - производство Япония), Dax, Toraki, Kwon. Отечественные производители (Россия): Фируз, Рэй-спорт, Шарс.
Айкидо-ги: Iwata (Япония), Tozando (Япония), Butoku (Япония), Ninecircles (Великобритания, поставляет ги производства Японии), Budostuff.      Айкидо ги, поставляемые фирмами Iwata, АЙКИКАЙ.   Ряд перечисленных выше иностранных фирм, таких как Mizuno, Tozando, Iwata, Butoku предлагают очень широкий спектр ги, отличающихся как по качеству, так и по цене.

      Полезно помнить:

   Как уже отмечалось ранее, кэйкоги шьют как из отбеленного хлопка, так и из неотбеленного хлопка. Как правило, отбеленные ги практически не садятся после стирки (относится только к фирменным кэйкоги). Ги из неотбеленного хлопка рекомендуется покупать на 1 размер больше. Уважающие себя фирмы-производители обязательно указывают в описании изделия степень возможной усадки при стирке.
   При покупке ги у известных фирм типа Тозандо или Мидзуно можно найти ги, изготовленные из материала, подвергнутого специальной обработке, в результате чего плетенка становится очень мягкой. Существуют очень дорогие ги, при изготовлении которых используются специальные пропитки и современные материалы, которые сильно улучшают теплообмен и впитывание пота, в результате чего растет чувство комфорта при практическом использовании ги. К очень дорогим относятся также ги ручной работы.