Общая терминология
Мастера и стили
• 1. |
Дзю-дзюцу |
Древнее боевое искусство Японии. Буквально «искусство мягкости» |
• 2. |
Кэн-дзюцу |
Древнее боевое искусство Японии. Буквально « искусство меча» |
• 3. |
Дзюдо |
Боевое искусство Японии, производное от дзю-дзюцу. Буквально «Путь мягкости» Кодокан - «Дом изучения Пути» Название частной школы, которую открыл Кано Дзигоро (1860-1938) в 1882 году. Считается, что это дата рождения Дзюдо |
• 4. |
Каратэ |
Пустая рука или китайская рука |
• 5. |
Каратэдо |
Путь каратэ |
• 6. |
Сётокан-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Сётокан-рю - школа клуба " Сосны и Волны " . Основатель – выходец из Окинавы - Гитин Фунакоси (1868—1957 г.г. ). Официальная дата основания - 1936 год |
• 7. |
Годзю-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Годзю-рю - " Школа жёсткого и мягкого ". Основатель – выходец из Окинавы - Мияги Тёдзюн (1888—1953 г.г.). Официальная дата основания - 1935 год |
• 8. |
Сито-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Сито-рю - " школа Итосу и Хигаонна ". Основатель – выходец из Окинавы - Мабуни Кэнва (1889—1952 г.г.). Официальная дата основания - 1934 год |
• 9. |
Вадо-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Вадо-рю - "Школа японского пути". Основатель - японец Оцука Хиронори (1892- 1982 г .г.). Официальная дата основания - 1934 год |
• 10. |
Айкидо |
Боевое искусство Японии. «Путь объединения энергии», основатель Уэсиба Морихэй (1883-1969). Официальная дата основания - 1939 год |
• 11. |
Кёкусинкай-каратэ |
Самый популярный стиль контактного каратэ начиная со второй половины 20-го века. Кёкусин кайкан - "Дворец общества абсолютной истины". Основатель - японец корейского происхождения - Ояма Масутацу (27.07.1923 - 24.04.1994). Официальная дата основания - 1964 год |
• 12. |
Асихара-каратэ |
Стиль контактного каратэ. Основатель – ученик Масутацу Ояма, японец Хидеюки Асихара (1944- 1995 г .г.). Официальная дата основания - 1980 год |
• 13. |
Энсин-каратэ |
Направление Ашихара-каратэ в США. Основатель – ученик Хидеюки Асихара, японец Дзёко Ниномия (род. в 1954 г .). Официальная дата основания - 1988 год |
• 14. |
Кудо (Дайдо-дзюку) |
Основатель – ученик Масутацу Ояма, японец Такаси Адзума (род. В 1949 году). Официальная дата основания - 1981 год. Название «Кудо» («Путь пустоты») с 2001 года. |
• 15. |
Ояма-каратэ |
Направление кёкусинкай в США. Основатель – ученик Масутацу Ояма, японец Сигеру Ояма. Официальная дата основания - 1985 год |
• 16. |
Ушу |
Обобщённое название всего комплекса боевых искусств Китая |
• 17. |
Кунфу |
Неправильное название Ушу, получившее распространение в Америке и Европе. Дословно - «Умелая работа», «время, проведённое в практике высокого искусства» |
• 18. |
Кэмпо |
Кулачное искусство. Обобщённое японское название китайского Ушу. |
• 19. |
Тхэквондо |
Боевое искусство Кореи |
Звания, ранги, уровни
• 20. |
Кантё |
Верховное лицо организации |
• 21. |
Рэнси |
В Японии почётные звания, учреждённые организацией Дай Ниппон Бутоку кай («Ассоциация воинской доблести Великой Японии») за особые достижения в преподавании будо. Рэнси - третий, младший ранг наставника будо. Тасси (по старой системе «Кёси») - второй средний ранг наставника будо. Ханси - высший ранг наставника будо. Предполагает достижения определённого возраста. |
• 22. |
Тасси |
|
• 23. |
Ханси |
|
• 24. |
Сихан |
«Образцовый наставник» В отличие от сэнсэя курирует несколько клубов и входит в руководство стилем. |
• 25. |
Сихандай |
Помощник сихана |
• 26. |
Сэнсэй |
Учитель. Буквально «преждерожденный», «тот, кто пришёл раньше»(применяется к 3-м Данам и выше) |
• 27. |
Сэмпай |
Старший. Человек, который пришел учиться раньше» (применяется к 1-2-м Данам) |
• 28. |
Дохай или Дорё |
Люди одного ранга |
• 29. |
Кохай |
Младший, человек, который пришел учиться позже |
• 30. |
Кун |
Суфикс, который используется при обращении к кохаям |
• 31. |
Сан |
Суфикс, который используется при обращении к сэмпаям |
• 32. |
Дэси |
Ученик |
• 33. |
Ути-дэси |
«Внутренний ученик», ученик, живущий при школе |
• 34. |
Брэнч-чиф |
Руководитель отделения |
• 35. |
Юданся |
Обладатель чёрного пояса |
• 36. |
Дан |
Буквально – «Ступень», мастерская ступень |
• 37. |
Сёдан |
Первый Дан |
• 38. |
Нидан |
Второй Дан |
• 39. |
Сандан |
Третий Дан |
• 40. |
Ёндан |
Четвертый Дан |
• 41. |
Годан |
Пятый Дан |
• 42. |
Рокудан |
Шестой Дан |
• 43. |
Нанадан |
Седьмой Дан |
• 44. |
Хатидан |
Восьмой Дан |
• 45. |
Кюдан |
Девятый Дан |
• 46. |
Дзюдан |
Десятый Дан |
• 47. |
Муданся |
Обучающийся, имеющий Кю |
• 48. |
Кю |
Ученическая степень |
• 49. |
Ик-кю |
Первый Кю |
• 50. |
Никю |
Второй Кю |
• 51. |
Санкю |
Третий Кю |
• 52. |
Ёнкю |
Четвертый Кю |
• 53. |
Гокю |
Пятый Кю |
• 54. |
Рок-кю |
Шестой Кю |
• 55. |
Нанакю |
Седьмой Кю |
• 56. |
Хак-кю |
Восьмой Кю |
• 57. |
Кукю |
Девятый Кю |
• 58. |
Дзюкю |
Десятый Кю |
• 59. |
Кюро-оби |
Черный Пояс |
• 60. |
Сёдан-хо |
Испытательный черный пояс |
• 61. |
Иро-оби |
Цветной пояс |
• 62. |
Сиро-оби |
Белый Пояс |
• 63. |
Мизуиро-оби |
Синий Пояс |
• 64. |
Кииро-оби |
Желтый Пояс |
• 65. |
Мидори-оби |
Зеленый пояс |
• 66. |
Тя-оби |
Коричневый Пояс |
• 67. |
Синса |
Аттестация |
• 68. |
Сёдан Синса |
Аттестация на Дан |
• 69. |
Сёкю Синса |
Аттестация на Кю |
Команды и приветствия
• 1. |
Аригато: (годзаймасу) |
Спасибо |
• 2. |
Дамару! |
Молчать ! |
• 3. |
Дзибун дэ! |
Самостоятельно ! |
• 4. |
До:дзо! |
Пожалуйста ! |
• 5. |
До:мо аригато: (годзаймасу) |
Большое спасибо |
• 6. |
Доги-о (оби-о) наосьтэ кудасай ! |
Заправить доги (пояс) (более вежливо) ! |
• 7. |
Доги-о (оби-о) наосэ ! |
Заправить доги (пояс) ! |
• 8. |
Догисимасу ! |
Поправить форму ! |
• 9. |
Додзё ни рэй! |
Поклон додзё ! |
• 10. |
Ёй! |
Приготовиться ! |
• 11. |
И: э |
Нет, отрицание |
• 12. |
Какэ аси сусумэ! |
Бегом марш ! |
• 13. |
Камаэтэ! |
Принять нужное положение! |
• 14. |
Ки о цукэ! |
Смирно! |
• 15. |
Киай о ирэтэ ! |
Добавить киай (боевой выкрик)! |
• 16. |
Кирицу ! Татэ ! |
Встать! |
• 17. |
Комбан ва |
Добрый вечер |
• 18. |
Коннити ва |
Добрый день |
• 19. |
Котай ! |
Смена партнеров ! |
• 20. |
Кудасай |
Пожалуйста |
• 21. |
Кумитэ но гамаэ! |
Принять боевую стойку ! |
• 22. |
Маварэ миги! |
Кругом (через правое плечо)! |
• 23. |
Маитта! |
«Сдаюсь!» |
• 24. |
Миги (хидари) э нараэ! |
Направо (налево) равняйсь ! |
• 25. |
Миги мукэ миги! |
Направо ! |
• 26. |
Мокусо ямэ ! |
Закончить медитацию! |
• 27. |
Мокусо ! |
Закрыть глаза для медитации! |
• 28. |
Мугорэй ! |
Без счёта! Самостоятельно! |
• 29. |
Наорэ! |
Возвращение в исходное положение ! |
• 30. |
О тагаи ни рэй! |
Поклон друг другу! |
• 31. |
Осой! |
Медленно ! |
• 32. |
Осс! |
В каратэ универсальное словосочетание, имеющее многозначный смысл на все случаи жизни от приветствия до «слушаюсь и повинуюсь» |
• 33. |
О-хаё: годзаймасу |
Доброе утро |
• 34. |
Рирэцу! |
Выйти из строя ! |
• 35. |
Саёнара |
До свидания |
• 36. |
Сэйдза ! |
Сесть на пятки ! |
• 37. |
Сэйдза! |
Положение сидя на пятках, опустившись на колени ! |
• 38. |
Сэйдза! |
Сесть на пятки ! |
• 39. |
Сэйрэцу! |
Становись! |
• 40. |
Сэмпай ни рэй! |
Поклон старшим ученикам! |
• 41. |
Сэнсэй ни рэй! |
Поклон учителю! |
• 42. |
Тикара ирэтэ |
С напряжением, с силой |
• 43. |
Тэ о фуитэ! |
Встряхнуть руки ! |
• 44. |
Удэ татэ фусэ! |
Отжимания ! |
• 45. |
Фусэ! |
Ложись ! |
• 46. |
Хадзимэ! |
Начать ! |
• 47. |
Хай |
Да, согласие |
• 48. |
Хидари мукэ хидари! |
Налево ! |
• 49. |
Ямэ! |
Стоп ! |
• 50. |
Ясуми! |
Отдых ! |
• 51. |
Ясумэ! |
Отдыхать ! |
Анатомические термины
Голова
• 52. |
Аго |
Подбородок |
• 53. |
Атама |
Голова |
• 54. |
Гаммэн |
Лицо |
• 55. |
Ками |
Волосы |
• 56. |
Комэками |
Висок |
• 57. |
Куби |
Шея |
• 58. |
Кути |
Рот |
• 59. |
Кутибиру |
Губа |
• 60. |
Маюгэ |
Бровь |
• 61. |
Микэн |
Точка между бровями чуть выше переносицы |
• 62. |
Мими |
Ухо |
• 63. |
Мэ |
Глаз |
• 64. |
Нодо |
Горло |
• 65. |
Тэнто |
Макушка головы |
• 66. |
Ха |
Зуб |
• 67. |
Хана |
Нос |
• 68. |
Хитаи |
Лоб |
• 69. |
Хо |
Щека |
Ноги
• 1. |
Аси |
Нога |
• 2. |
Асикуби |
Лодыжка |
• 3. |
Асиюби |
Палец ноги |
• 4. |
Какато |
Пятка |
• 5. |
Кансецу |
Сустав |
• 6. |
Момо |
Бедро |
• 7. |
Сокуто |
Ребро стопы |
• 8. |
Сунэ |
Голень |
• 9. |
Тэйсоку |
Внутренняя сторона стопы |
• 10. |
Тюсоку |
Подушечка выгнутых вверх пальцев |
• 11. |
Хайсоку |
Подъем стопы |
• 12. |
Хидза |
Колено |
• 13. |
Цумасаки |
Кончики согнутых вниз пальцев |
Руки
• 14. |
Кансецу |
Сустав |
• 15. |
Кейко |
Кисть со сложенными вместе пальцами («Клюв Цыпленка») |
• 16. |
Кокэн |
Запястье («Кулак-дуга») |
• 17. |
Котэ |
Предплечье |
• 18. |
Кэйкокэн |
Кулак с выдвинутым вперёд средним суставом указательного пальца («Петушиный клюв») |
• 19. |
Кэнто |
Внутренняя сторона головки кулака |
• 20. |
Накаюби |
Средний палец |
• 21. |
Накаюби иппон-кэн |
Кулак с выдвинутым вперёд средним суставом среднего пальца. Боьшой палец прижат к указательному и среднему |
• 22. |
Нихон кэн |
Два сустава кулака |
• 23. |
Нукитэ |
Пронзающая рука («Рука-копье») |
• 24. |
Ояюби иппон кэн |
Средний сустав большого пальца |
• 25. |
Рютокэн |
Кулак с выдвинутым вперёд средним суставом среднего пальца («Голова дракона»). Кончик б оьшого палеца упирается в сгиб среднего пальца |
• 26. |
Сётэй |
Основание ладони |
• 27. |
Сэйкэн |
Суставы у основания указательного и среднего пальцев |
• 28. |
Сюто |
Ребро ладони |
• 29. |
Тохо |
Рука - гарда меча («Вилка») |
• 30. |
Тэ |
Рука |
• 31. |
Тэкуби |
Запястье |
• 32. |
Тэтцуи |
Основание кулака |
• 33. |
Удэ |
Рука то плеча до кисти |
• 34. |
Уракэн |
Тыльная часть кулака |
• 35. |
Хайсё |
Внешняя сторона ладони |
• 36. |
Хайто |
Внутреннее ребро ладони «Спинка меча» |
• 37. |
Хидзи |
Локоть |
• 38. |
Хиракэн |
Плоский кулак («Лапа Леопарда») |
• 39. |
Эмпи |
Локоть |
• 40. |
Юби |
Палец |
Туловище
• 41. |
Ганка |
Точка, расположенная приблизительно в 3-х см под соском груди |
• 42. |
Ката |
Плечо |
• 43. |
Кин |
Паховая область |
• 44. |
Кинтэки |
Паховая область |
• 45. |
Коси |
Окружность туловища в районе пояса - «поясница», «талия», «бедра» |
• 46. |
Мун э |
Грудь |
• 47. |
О-нак а |
Живот |
• 48. |
Роккоцу |
Ребро |
• 49. |
Сакоцу |
Ключица |
• 50. |
Синдзо: |
Сердце |
• 51. |
Ситахара |
Нижняя часть живота |
• 52. |
Суйгэцу |
Солнечное сплетение |
• 53. |
Сэнак а |
Спина |
• 54. |
Тай |
Туловище |
• 55. |
Тан (Кимо) |
Печень |
• 56. |
Тандэн |
Нижняя часть живота в двух дюймах ниже пупка |
• 57. |
Хара |
Живот. В боевых искусствах это нижняя часть живота, место нахождения центра тяжести |
• 58. |
Хидзо |
Селезёнка |
Уровни
• 1. |
Гэдан |
Нижний уровень |
• 2. |
Дзёдан |
Верхний уровень - шея и выше |
• 3. |
Дзёхансин |
Верхняя часть тела - выше пояса |
• 4. |
Кахансин |
Нижняя часть тела - от паха вниз |
• 5. |
Тюдан |
Средний уровень |
Стойки и позиции
• 6. |
Тати |
Стойка |
• 7. |
Камаэ |
Изготовка к бою |
• 8. |
Ёй дати |
Стойка готовности |
• 9. |
Фудо дати |
Естественное положение во время отдыха между упражнениями или в ожидании указаний. |
• 10. |
Хэйко дати |
Стойка со ступнями ног на ширине бёдер параллельно друг |
• 11. |
Хэйсоку дати |
Закрытая стойка. Ступни ног вместе и параллельно друг другу Стойка используется для отработки ударов ногами. |
• 12. |
Мусуби дати |
Стойка для стоячей медитации, пятки вместе носки в стороны. Открытая стойка |
• 13. |
Кумитэ дати |
Боевая стойка |
• 14. |
Сантин дати |
Треугольная стойка |
• 15. |
Дзэнкуцу дати |
Передняя стойка с 70% веса тела на впереди стоящей ноге |
• 16. |
Киба дати |
Равновесная стойка, "поза всадника" с ногами широко расставленными в стороны и параллельными ступнями |
• 17. |
Кокуцу дати |
Задняя стойка с 80% веса тела на сзади стоящей ноге |
• 18. |
Кэри но камаэ |
Стойка готовности для ударов ногами ( Дзэнкуцу дати) |
• 19. |
Нэкоаси дати |
Кошачья стойка |
• 20. |
Макко |
В стойке туловище повернуто фронтально |
• 21. |
Хамми (ханми) |
В стойке туловище повернуто боком к противнику |
• 22. |
Сидзэнтай |
Естественное положение |
Направления действий
• 23. |
Агэ |
Вверх |
• 24. |
Гяку |
Разноименный |
• 25. |
Дзюдзи |
Скрещенный |
• 26. |
Ёко |
Вбок |
• 27. |
Какэ |
Крюкообразный |
• 28. |
Кэагэ |
Поднимающаяся (траектория) |
• 29. |
Кэкоми |
Проникающая (траектория) |
• 30. |
Маваси |
По кругу |
• 31. |
Макикоми |
Производное слово от - «завертывать», «свертывать», «скатывать» |
• 32. |
Маэ |
Вперед |
• 33. |
Миги |
Правый |
• 34. |
Ой |
Одноименный |
• 35. |
Ороси (Отоси) |
Сверху вниз |
• 36. |
Саю |
Вправо-влево (направления) |
• 37. |
Сёмэн |
Фронтальное расположение |
• 38. |
Сита |
Снизу |
• 39. |
Сит а но |
Нижний |
• 40. |
Сото |
Снаружи |
• 41. |
Ура |
Обратное направление |
• 42. |
Усиро |
Назад |
• 43. |
Ути |
Изнутри наружу |
• 44. |
Хантай |
Противоположная сторона |
• 45. |
Хидари |
Левый |
• 46. |
Энкей |
Круговой |
Технические действия
Тэ вадза – техника рук
• 47. |
Аго ути |
Секущий удар рукой в подбородок |
• 48. |
Баратэ |
Хлёсткий удар последними фалангами пальцев по глазам «Рука-розочка» |
• 49. |
Гяку-дзуки |
Прямой удар кулаком руки, разноимённой стоящей впереди ноге, на месте |
• 50. |
Ёнхон нукитэ дзуки |
Удар четырьмя пальцами («Рука-копьё») |
• 51. |
Иппон нукитэ дзуки |
Удар одним пальцем |
• 52. |
Какэтэ |
Прихват («Рука-крючок») |
• 53. |
Комэками ути |
Удар в висок |
• 54. |
Кэнцуй-ути |
Удар мышечной частью кулака с прижатыми пальцами (Почти сюто) |
• 55. |
Маваси ути |
Круговой удар рукой |
• 56. |
Моротэ дзуки |
Удар двумя руками одновременно |
• 57. |
Мэдзуки |
«Укол в глаза»
|
• 58. |
Нака юби иппон кэн дзуки |
Удар средним суставом среднего пальца |
• 59. |
Нихон нукитэ дзуки |
Удар двумя пальцами |
• 60. |
Нихон сэйкэн дзуки |
Двойной прямой удар передней частью кулака |
• 61. |
Нодо-цубуси |
Раздавливание горла |
• 62. |
Ой дзуки |
Преследующий удар рукой, одноимённой с передней ногой |
• 63. |
Ояюби иппон кэн дзуки |
Удар средним суставом большого пальца |
• 64. |
Сита дзуки |
Прямой удар развёрнутым кулаком снизу |
• 65. |
Сото ути |
Секущий удар снаружи |
• 66. |
Сэйкэн аго ути |
Секущий удар передней частью кулака в подбородок |
• 67. |
Сэйкэн дзуки |
Прямой удар передней частью кулака |
• 68. |
Сэйкэн маваси ути |
Круговой удар передней частью кулака |
• 69. |
Сюто ганмэн ути |
Удар ребром ладони в лицо |
• 70. |
Сюто сакотцу ути |
Удар ребром ладони в ключицу |
• 71. |
Сюто сакотцу утикоми |
Проникающий удар ребром ладони в ключицу |
• 72. |
Сюто сото ути |
Удар ребром ладони по шее наотмашь снаружи |
• 73. |
Сюто ути ути |
Удар ребром ладони по шее наотмашь изнутри |
• 74. |
Сюто хидзо ути |
Удар ребром ладони по ребрам |
• 75. |
Тэтцуи ути |
Удар основанием кулака |
• 76. |
Уракэн ганмэн ути |
Удар тыльной частью кулака в лицо |
• 77. |
Уракэн маваси ути |
Круговой удар тыльная частью кулака |
• 78. |
Уракэн саю ути |
Удар тыльной частью кулака в голову слева или справа |
• 79. |
Уракэн хидзо ути |
Удар тыльной частью кулака по рёбрам
|
• 80. |
Уракэн-ути |
Удар тыльной стороной кулака |
• 81. |
Ути |
Секущие удары руками |
• 82. |
Ути ути |
Секущий удар изнутри |
• 83. |
Хайто-ути |
Удар внутренним ребром ладони |
• 84. |
Хидзи агэ ути |
Удар локтем снизу вверх |
• 85. |
Хидзи маваси ути |
Круговой удар локтем |
• 86. |
Хидзи ороси ути |
Удар локтем сверху вниз |
• 87. |
Хидзи усиро маваси ути |
Круговой удар локтем с разворотом |
• 88. |
Хидзи усиро ути |
Удар локтем назад |
• 89. |
Хидзи ути |
Удар локтем |
• 90. |
Цуки |
Прямой удар рукой. Пишется – «цуки», но произносится «цки» , Однако если стоит на втором месте, то озвучивается, пишется и произносится «дзуки». Например, ой дзуки |
• 91. |
Энкэй гяку дзуки |
Удар рукой по дуге в развороте после освобождения от захвата |
Кэри вадза – техника ног
• 92. |
Ёко гэри |
Удар ногой в сторону |
• 93. |
Ёко кэагэ гэри |
Удар ногой в сторону по поднимающейся траектории |
• 94. |
Зако гэри |
Удары ногами в положении сидя на корточках |
• 95. |
Какато гэри |
Удар пяткой |
• 96. |
Какато ороси гэри |
Удар пяткой сверху вниз |
• 97. |
Кансэцу гэри |
Удар ногой в коленный сустав |
• 98. |
Кин гэри |
Удар ногой в пах |
• 99. |
Кинтэки гэри |
Удар ногой в пах |
• 100. |
Кэрикоми какэ гэри |
Круговой удар передней ногой с подшагом |
• 101. |
Маваси гэри |
Удар ногой по кругу |
• 102. |
Маваси тюсоку гэри |
Удар подушечкой стопы по кругу |
• 103. |
Маваси хайсоку гэри |
Удар подъёмом стопы по кругу |
• 104. |
Маэ кэагэ гэри |
Удар ногой по поднимающейся траектории |
• 105. |
Маэ кэкоми гери |
Прямой удар ногой |
• 106. |
Маэ-гэри |
Удар ногой вперёд |
• 107. |
Санкаку гэри |
Треугольный удар – средний между маэ и маваси |
• 108. |
Тоби-гэри |
Удары ногами в прыжке |
• 109. |
Укэми-гэри |
Удары ногами из положения лёжа |
• 110. |
Усиро гэри |
Удар ногой назад |
• 111. |
Усиро маваси какэ гэри |
Удар ногой по кругу с разворотом и с захлёстом |
• 112. |
Усиро-маваси-гэри |
Круговой удар назад |
• 113. |
Ути момо гэри |
Удар ногой во внутреннюю часть бедра |
• 114. |
Хидза ганмэн гэри |
Удар коленом в лицо |
• 115. |
Хидза маваси гэри |
Круговой удар коленом |
• 116. |
Хидза маэ гэри |
Прямой удар коленом |
• 117. |
Хидза-гэри |
Удар коленом |
Укэ вадза – техника защиты (блоков)
• 1. |
Гэдан барай |
Сметающий блок на нижнем и среднем уровнях |
• 2. |
Дзёдан укэ |
Прямой блок на верхнем уровне предплечьем или ребром ладони |
• 3. |
Дзюдзи укэ |
Скрещенный блок |
• 4. |
Идори |
Приёмы защиты из положения сидя на коленях |
• 5. |
Какэ укэ |
Крюкообразный блок или «Блок зацепом» |
• 6. |
Кираса |
Защитный щлем |
• 7. |
Маваси укэ |
Двойной круговой блок на среднем и верхнем уровнях |
• 8. |
Моротэ ути укэ |
Усиленный блок изнутри |
• 9. |
Осиагэ укэ |
Блок, поднимающий и отталкивающий бьющую ногу противника |
• 10. |
Сото сунэ укэ |
Блок голенью от маваси гэри снаружи вовнутрь |
• 11. |
Сото укэ |
Блок предплечьем снаружи во внутрь на среднем и верхнем уровнях |
• 12. |
Ути сунэ укэ |
Блок голенью от маваси гэри изнутри наружу |
• 13. |
Ути укэ |
Блок предплечьем изнутри наружу на среднем уровнях |
• 14. |
Хидза-хидзи укэ |
Блок соединёнными коленом и локтем от маваси гэри |
• 15. |
Хиккакэ |
Техника прихватов и зацепов |
Нагэ вадза – техника бросков и сбиваний
• 16. |
Аси барай |
Сбивание противника стопой ноги, подсечка |
• 17. |
Дзикуаси гари |
Сбивание противника под опорную ногу |
• 18. |
Ирими-нагэ |
Бросок встречным ходом |
• 19. |
Коси-вадза |
Броски, производимые в основном бедрами |
• 20. |
Маки коми нагэ |
Бросок вперёд с закручиванием |
• 21. |
Нагэ |
Бросок |
• 22. |
Нагэру |
Бросать |
• 23. |
Нагэкаэси |
Броски болевыми захватами с применением ударов в уязвимые точки при подготовке, проведении или после приёма |
• 24. |
Томоэ-нагэ |
Бросок с упором ногой в живот |
• 25. |
Ура нагэ |
Бросок противника на спину |
Техника перемещений
• 26. |
Аси-сабаки |
Перемещения (аси «нога» + сабаки «управление», «умелое действие) |
• 27. |
Идо-гэйко |
Тренировка перемещений |
• 28. |
Идо-кихон |
Комплекс упражнений специализированного характера, выполняемого в движении |
• 29. |
Ири |
Приближение к противнику |
• 30. |
Ирими |
Встречный вход. Это уход от атаки соперника движением навстречу ему с минимальным разворотом корпуса и отшагом в сторону- вперёд для пропуска атаки противника мимо себя, это почти лобовое столкновение, позволяющее отклониться от атаки и выйти на атакующую дистанцию для мгновенной контратаки или быстрого преследования |
• 31. |
Кайтэн |
Вращение |
• 32. |
Коса |
Смена ног в стойках (Скрещивание) |
• 33. |
Кэрикоми |
Шаг к передней ноге |
• 34. |
Маватэ |
Разворот на месте |
• 35. |
Маэ маватэ |
Разворот через фронт |
• 36. |
Миги аси маэ |
Перемещение правой ногой вперёд |
• 37. |
Окуриаси |
Скользящий шаг |
• 38. |
Сагари |
Возвращение назад без разворота |
• 39. |
Тайсабаки |
Уход с линии атаки. Приёмы маневрирования |
• 40. |
Усиро маватэ |
Разворот через спину |
• 41. |
Фумиаси |
Шаг (со сменой ног) |
• 42. |
Фумикоми |
Перемещение, шаг |
• 43. |
Фумикондэ |
Шаг в поперечном направлении |
• 44. |
Хай |
Ползание, ходьба - упражнения для развития таза и ног |
• 45. |
Хасириката |
Бег |
• 46. |
Хасиру |
Бегать |
• 47. |
Цукури |
Занятие наиболее выгодной позиции по отношению к сопернику (фаза подготовки приёма) |
Прочие технические действия
• 48. |
Атама-вадза |
Техника нанесения ударов головой |
• 49. |
Атэми-вадза |
Техника нанесения ударов в жизненно-важные точки |
• 50. |
Го-но сэн |
Провоцирование противника на выполнение выгодных для бойца атакующих действий с последующим перехватом атакующей инициативы. |
• 51. |
Госин-дзюцу |
Искусство самозащиты. Самостоятельный раздел боевой подготовки в каратэ, целью которого является обучение ведению боя невооружённого человека против противника, вооружённого холодным оружием |
• 52. |
Гяку-вадза |
Техника болевых приёмов |
• 53. |
Гякутэ-вадза |
Болевые приемы на суставы рук |
• 54. |
Дзадзэн |
Дзэнская медитация в положении сидя |
• 55. |
Дзахо-вадза |
Приёмы самозащиты в положении сидя на коленях |
• 56. |
Ибуки |
Силовое дыхание, имеющее три фазы – вдох, выдох и завершающее выкашливание воздуха. |
• 57. |
Каваси-вадза |
Уходы, уклоны и уводы ( кавасу «ловко увернуться» + вадза «действие», «техника», «прием»): уходы - вид защитных действий, представляющих собой специализированные приемы перемещения с целью ухода из зоны досягаемости атакующих действий противника; уклоны - вид защитных действий, представляющих собой отклонение туловища или головы в каком-либо направлении без изменения положения ног, с целью уклонения от удара противника; уводы - небольшая группа приемов защиты от подсечек и ударов по ногам и рукам, суть которых заключается в быстром отведении атакуемой ноги или руки в каком-либо направлении с целью избежать удара или подсечки противника |
• 58. |
Какэ |
Техника прихватов |
• 59. |
Кансэцу-вадза |
Болевые приёмы на суставы |
• 60. |
Каппо |
Техника реанимации |
• 61. |
Катамэ-вадза |
Приемы иммобилизации. - приемы, применяемые непосредственно после проведения бросков, действие которых направлено на практически полное лишение лежащего противника возможности активного сопротивления, что позволяет точно прицелиться и нанести поражающий удар |
• 62. |
Киай |
Боевой крик в каратэ «Соединение духа» |
• 63. |
Кимэ |
Концентрация силы в ударе. Буквально «крайность», «максимум», «предел», «фиксация |
• 64. |
Кириатэ |
«Ложные удары» для отвлечения противника |
• 65. |
Нава-така-тоби |
Прыжки через высоко поднятую верёвку |
• 66. |
Нава-фури-тоби |
Прыжки через скакалку |
• 67. |
Кудзуси-вадза |
Приёмы, действие которых направлено на выведение противника из равновесия, не приводящее к его падению, что позволяет обеспечить эффективное проведение своих атакующих приемов, а противнику затрудняет выполнение защитных или атакующих действий |
• 68. |
Кэн-но сэн |
Захват бойцом атакующей инициативы до начала атаки противника. Эквивалентен наступательному тактическому стилю ведения боя в спортивном каратэ. |
• 69. |
Кэн-татэ |
Отжимания на кулаках |
• 70. |
Кюсю |
Поглощение атакующего воздействия противника |
• 71. |
Микири |
Трезвый расчёт. Возможность проведения контроля и контратаки в течение Кюшу, используя инерцию и неудобное положение противника |
• 72. |
Мэцукэ |
Фиксация взгляда |
• 73. |
Нагасу |
Уклоняться |
• 74. |
Ногарэ 1 и 2 |
Два метода глубокого восстановительного дыхания |
• 75. |
Нодо-дзимэ-вадза |
Удушения – группа приемов, действие которых направленно на лишение противника боеспособности путем сдавливания гортани или артерий шеи |
• 76. |
Нэ-вадза |
Техника борьбы лёжа |
• 77. |
Рицудзэн |
Дзэнская медитация в положении стоя |
• 78. |
Рэндзоку-вадза |
Комбинации приёмов |
• 79. |
Сётэй зукэ |
Растяжка ног с опорой рук на пол |
• 80. |
Сикко |
Традиционная ходьба на коленях |
• 81. |
Симэ-вадза |
В дзюдо удушающие приёмы |
• 82. |
Сэйкоцу |
Техника вправления вывихов, лечения переломов и растяжений |
• 83. |
Сэн |
Опережение |
• 84. |
Сэн –но-сэн |
Захват атакующей инициативы бойцом одновременно с началом атаки противника. Эквивалентен контратакующему тактическому стилю ведения боя в спортивном каратэ. |
• 85. |
Тамэси вари |
Разбивание предметов |
• 86. |
Тэходоки-вадза |
Приемы освобождения от захватов - вид защитных действий, представляющий собой группу приемов, позволяющих освобождаться от различных уже совершенных захватов противника |
• 87. |
Хадзуси |
Освобождение от захватов |
• 88. |
Хики |
Тянуть, тащить на себя |
• 89. |
Хики кудзуси |
Выведение из равновесия одной рукой |
• 90. |
Хики маваси |
Выведение из равновесия после проведения блока маваси укэ с закручиванием двумя руками |
• 91. |
Хикитэ |
Отведение второй руки к бедру |
• 92. |
Хиккакэ |
Прихваты руками |
• 93. |
Эн-какиэ |
Толкание по дуге |
• 94. |
Укэми |
Самостраховка при падениях |
Ката
• 1. |
Ката |
Буквально – «форма», «образец». Метод боевой подготовки, заключающийся в многократном повторении строго регламентированных упражнений, представляющих собой комбинации приёмов защиты и нападения, выполняемые по определённым траекториям и в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой с несколькими противниками, из которого исполнитель Ката условно выходит победителем |
• 2. |
Сёсинша но ката |
3 ката начальной подготовки Ашихара-каратэ |
• 3. |
Нагэ но ката |
4 ката для отработки бросковой техники Ашихара-каратэ |
• 4. |
Кихон но ката |
3 ката для отработки базовой техники Ашихара-каратэ |
• 5. |
Кумитэ но ката |
5 ката для отработки спарринговой техники Ашихара-каратэ |
• 6. |
Дзиссэн но ката |
2 ката для отработки реального боя Ашихара-каратэ |
• 7. |
Сантин но ката |
Ката в некоторых стилях каратэ. Означает – «Три битвы» или «Три точки». Триединство «тела», «души» и «духа» |
• 8. |
Эмбусэн |
Рисунок траектории перемещения в ката |
• 9. |
Бункай |
Практическое применение элементов ката, приемов и движений. |
• 10. |
Бункай-кумитэ |
Анализ применения действий Ката в реальном бою. Буквально – «Анализ», «разложение на составные части» |
• 11. |
Сиай-ката |
Индивидуальный вид спортивного единоборства, представляющий собой личные или командные соревнования в выполнении КАТА между соперниками одного пола, регламентированный официальными правилами соревнований |
• 12. |
Ситэй но ката |
На соревнованиях обязательные ката |
• 13. |
Токуи но ката |
На соревнованиях произвольные ката по выбору |
Кумитэ
• 14. |
Кумитэ |
Бой, дословно «Сплетение рук» |
• 15. |
Якусоку кумитэ |
Обусловленный (по заданной программе) учебный поединок двух человек |
• 16. |
Дзию кумитэ |
Свободный учебный бой |
• 17. |
Дзиссэн кумитэ |
Реальный бой, целью которого является поражение противника всеми доступными боевыми средствами. |
• 18. |
Сиай кумитэ |
Спортивный поединок |
• 19. |
Иппон сёбу |
Формула поединка до 1-го иппона |
• 20. |
Самбон сёбу |
Формула поединка до 3-х иппонов |
• 21. |
Сундомэ |
Практика остановки удара за несколько сантиметров до цели |
• 22. |
Саю-кумитэ |
Обусловленные и необусловленные формы учебного боя одного каратэиста против двух соперников |
• 23. |
Сихо- кумитэ |
Обусловленные и необусловленные формы учебного боя одного каратэиста против четырех соперников |
• 24. |
Хаппо- кумитэ |
Обусловленные и необусловленные формы учебного боя одного каратэиста против восьми соперников |
• 25. |
Тори |
Нападающий |
• 26. |
Укэ |
Защищающийся |
Судейские термины
Судьи и участники
• 27. |
Канса |
и нспектор, арбитр |
• 28. |
Кироку |
Технический арбитр |
• 29. |
Симпан |
Судья, рефери |
• 30. |
Симпанчё |
Главный судья |
• 31. |
Сэнсу |
Соперник, участник турнира |
• 32. |
Сюго |
Выводящий судья |
• 33. |
Сюсин |
р ефери (Кёкусинкай) |
• 34. |
Фукусин |
б оковой судья |
Оценки и штрафы
• 35. |
Иппон |
Одно очко. В бою до 1 иппона - чистая победа |
• 36. |
Вадза ари |
Техническое действие. Вадза ари+Вадза ари= Иппон |
• 37. |
Юко |
Техническое действие. Юко+ Юко= Вадза ари |
• 38. |
Дамэ |
Частное предупреждение без фиксирования в протоколе |
• 39. |
Тюй ити |
Первое официальное предупреждение |
• 40. |
Тюй ни (авасэтэ) гэнтэн ити |
Второе официальное предупреждение (в сумме первое строгое официальное предупреждение Гэнтэн) |
• 41. |
Тюй сан |
Третье официальное предупреждение |
• 42. |
Тюй ён |
Четвёртое официальное предупреждение(в сумме дисквалификация - Хансоку) |
• 43. |
Гэнтэн ити |
Первое строгое официальное предупреждение |
• 44. |
Гэнтэн ни |
Второе строгое официальное предупреждение(в сумме дисквалификация - Хансоку) |
• 45. |
Хансоку |
Нарушение правил, д исквалификация по совокупности нарушений |
• 46. |
Сиккаку |
Дисквалификация за неспортивное поведение с последующими санкциями |
Команды
• 1. |
Айути! |
Одновременно выполненная эффективная техника |
• 2. |
Ака но кати ! |
Победа красного |
• 3. |
Дзё гай ! |
Выход за площадку |
• 4. |
Дзикан! |
Время боя истекло |
• 5. |
Дзокко ! |
Продолжать бой (Кёкусинкай) |
• 6. |
До:дзо! |
Прошу…, пожалуйста. Приглашение занять свои места |
• 7. |
Кансуй! |
Успешно (Тамэси вари) |
• 8. |
Кикэн! |
Отказ участника от дальнейшей борьбы |
• 9. |
Миэнай ! |
Не видел |
• 10. |
Мотоноити! |
Занять свои места (даётся в случае смены мест спортсменов в поединке) |
• 11. |
Мубоби! |
Опасные действия |
• 12. |
Наорэ ! |
Вернуться в исходное положение |
• 13. |
О тагаи ни рэй! |
Поклон друг другу |
• 14. |
Сай сиай ! |
Новый бой |
• 15. |
Сёмэн ни рэй ! |
Поклон судьям за столом или зрителям |
• 16. |
Симпан ни рэй |
Поклон судейской бригаде |
• 17. |
Сиппай! |
Неудачно (Тамэси вари) |
• 18. |
Сиро но кати ! |
Победа белого |
• 19. |
Сэйдза! |
Сесть на пятки (При взвешивании или при оказании медицинской помощи противнику) |
• 20. |
Сэссёку! |
Зарещённый контакт |
• 21. |
Сюсин ни рэй! |
Поклон рефери (Кёкусинкай) |
• 22. |
Торимасэн! |
Не считать, техническое действие не засчитывается |
• 23. |
Фукусин сюго! |
Созыв боковых судей |
• 24. |
Хансоку Качи ! |
Победа после дисквалификации противника за грязную технику |
• 25. |
Хантэй онэгайсимасу ! |
Судьи, пожалуйста решение |
• 26. |
Хикивакэ! |
Ничья |
• 27. |
Цудзукэтэ! |
Продолжать (при остановке поединка без команды Рефери) |
• 28. |
Энтё сэн! |
Дополнительное время |
Оружие и снаряды
• 29. |
Бо |
Шест. Происходит от посоха или коромысла |
• 30. |
Боккэн |
Деревянный меч, применяется обычно для тренировки |
• 31. |
Вакидзаси |
Малый меч |
• 32. |
Дзё |
Палка длиной около 120 см |
• 33. |
Дзиттэ |
Железная дубинка |
• 34. |
Ёкобо |
Горизонтальная перекладина |
• 35. |
Какэтэхики |
Снаряд для отработки прихватов и рывков к себе |
• 36. |
Кама |
Серп |
• 37. |
Кусаригама |
Серп с прикрепленной к нему цепью |
• 38. |
Кюбо |
Палка с шарами |
• 39. |
Мороха-но кэн |
Парные обоюдоострые прямые мечи |
• 40. |
Мороха-но танкэн |
Парные обоюдоострые прямые кинжалы |
• 41. |
Нагината |
Алебарда |
• 42. |
Н а йфу |
Нож |
• 43. |
Нигирибо |
Палочка, которую держат в кулаке сдающие тест |
• 44. |
Нитёгама |
Парные серпы |
• 45. |
Нунтяку, Нутику |
В старину это две и более палки из твёрдых пород дерева, соединённые между собой шнуром из конского волоса, используемые для обмолота зерна |
• 46. |
Сагэмакивара |
Подвесная макивара |
• 47. |
Сагэнава |
Подвесной канат |
• 48. |
Сай |
Металлический трезубец |
• 49. |
Санто, Ямагатана |
Парные изогнутые мечи |
• 50. |
Саси |
Вариант гантелей |
• 51. |
Синай |
Бамбуковый меч |
• 52. |
Сунабако |
Ящик с песком |
• 53. |
Сунабукуро |
Мешок с песком |
• 54. |
Тати |
Японский меч |
• 55. |
Тиси |
Булава |
• 56. |
Тонфа, Тофа, Тойфа |
В старину это деревянная рукоятка, вставляемая в отверстие мельничного жернова |
• 57. |
Торисаси |
Тонкая бамбуковая палка длиной примерно 1 метр с кончиком, обмазанным специальным клеем для ловли птиц |
• 58. |
Тэссэн |
Железный веер |
• 59. |
Тэцуарэй |
Гантели |
• 60. |
Тэцува |
Железное кольцо |
• 61. |
Тэцугэта |
Железные сандалии -гэта |
• 62. |
Уэку |
Весло |
• 63. |
Хоки |
Метёлка |
• 64. |
Цуэ, дзё |
Трость |
• 65. |
Экисупанда |
Экспандер |
• 66. |
Яри |
Длинное копьё |
Числа
• 67. |
Ити |
1 один |
• 68. |
Ни |
2 два |
• 69. |
Сан |
3 три |
• 70. |
Си/Ён |
4 четыре |
• 71. |
Го |
5 пять |
• 72. |
Року |
6 шесть |
• 73. |
Сити/Нана |
7 семь |
• 74. |
Хати |
8 восемь |
• 75. |
Кюу |
9 девять |
• 76. |
Дзю |
10 десять |
• 77. |
Ни дзю |
20 двадцать |
• 78. |
Ни дзю ити |
21 двадцать один |
• 79. |
Сан дзю |
30 тридцать |
• 80. |
Ен дзю |
40 сорок |
• 81. |
Го дзю |
50 пятьдесят |
• 82. |
Хяк у |
100 сто |
• 83. |
Сэн |
1000 Тысяча |
• 84. |
Го дзю кай |
50 раз |
• 85. |
Ик-кай |
Один раз |
• 86. |
Ни кай |
Два раза |
• 87. |
Сан кай |
Три раза |
• 88. |
Ён кай |
Четыре раза |
• 89. |
Го кай |
Пять раз |
• 90. |
Рок-кай |
Шесть раз |
• 91. |
Нана кай |
Семь раз |
• 92. |
Хак-кай |
Восемь раз |
• 93. |
Кюу кай |
Девять раз |
• 94. |
Дзю кай |
Десять раз |
• 95. |
Хяк-кай |
100 раз |
• 96. |
Ман |
Десять тысяч |
Общие термины
• 1. |
Богу |
Защитное снаряжение (мэн – лицевая маска, до – нагрудник, котэ – щитки для предплечий, кинтэкиатэ – паховая раковина, сунэатэ – щитки для голеней) |
• 2. |
Будзин |
Воин |
• 3. |
Бу-дзюцу |
Боевые искусства |
• 4. |
Будо |
Весь комплекс боевых искусств Японии |
• 5. |
Буси |
Воин, профессионально занимающийся боевыми искусствами |
• 6. |
Бусидо |
Путь воина. « Бусидо» - общее название самурайского устава, кодекса чести |
• 7. |
Вадза |
Техника |
• 8. |
Гассюку |
Тренировочный лагерь . «Совместное проживание» или «сборы» |
• 9. |
Го |
Жёсткая (техника) |
• 10. |
Гэта |
Сандалии |
• 11. |
Дзикан |
Время (период) |
• 12. |
Дзэн |
Наиболее влиятельная дальневосточная школа буддизма |
• 13. |
Дзю |
Мягкая (техника) |
• 14. |
Дзюцу |
Искусство, умение |
• 15. |
До (кит. Дао) |
Путь совершенствования, самораскрытия человека |
• 16. |
Доги |
Тренировочный костюм |
• 17. |
Додзё |
Буквально – «место Пути» |
• 18. |
Додзёкун |
Заповеди додзё |
• 19. |
Додзё-ябури |
Бойцы из других школ |
• 20. |
Ёдзинбо |
Телохранитель, буквально - «дверной засов» |
• 21. |
И: э |
Нет, отрицание |
• 22. |
Иккэн-хиссацу |
Принцип каратэ – «Одним ударом - наповал». |
• 23. |
Иро |
Цвет |
• 24. |
Кай |
Общество, ассоциация, союз |
• 25. |
Кайкан |
Общежитие |
• 26. |
Кан |
Дом |
• 27. |
Кангэйко |
Зимний лагерь |
• 28. |
Каратэги |
Одежда для занятий каратэ |
• 29. |
Каратэка |
Практикующий ученик Каратэ |
• 30. |
Кёкусин |
«Абсолютная истина» |
• 31. |
Ки |
В классическом толковом словаре японского языка «Кодзиэн»(«Широкий сад слов») приведены 4 значения этого слова: 1.Субстанция, которая, как считается, наполняеи космос, а также её работа. 2.Сила, энергия, являющаяся источником жизни. Жизненная энергия (сэйки). Активирующая сила (кисэй). 3.Слово, обозначающее в целом изменения, состояния и работу сознания (см. статью Иноуэ Кёнти ). 4.Нечто, что не может быть видимо ясно, но при этом ощущается, что оно окутывает данное место, носится вокруг данного места |
• 32. |
Кираса |
Защитный щлем |
• 33. |
Кихон |
Основы |
• 34. |
Кихон-вадза |
Базовые приемы |
• 35. |
Косики |
Старинный |
• 36. |
Кэйко (Гэйко) |
Упражнение, тренировка |
• 37. |
Маай |
Боевая дистанция |
• 38. |
Макивара |
Тренировочный снаряд для укрепления рук и ног ( «Свёрнутая солома») |
• 39. |
Мисоги |
Церемония Очищения. Духовное обучение под холодными струями водопада |
• 40. |
Мокуроку |
Католог технических приёмов школы |
• 41. |
Мон |
Ворота, может означать объединение людей, идущих одним путем |
• 42. |
Моро |
«Обе [руки]», «обеими [руками]» |
• 43. |
Мусин |
Состояние абсолютного покоя, в котором адепт боевого искусства действует без мысли или преднамеренности, позволяя своему духу выйти за пределы «эго». |
• 44. |
Мэндзё мокуроку |
Свидетельство (о прохождении обучения) |
• 45. |
Мэнкё |
Мастерская лицензия |
• 46. |
Ниппон |
Япония |
• 47. |
О: |
Букв. «большой» |
• 48. |
Оби |
Пояс |
• 49. |
Отагай ни |
Друг другу |
• 50. |
Осой |
Медленно |
• 51. |
Осс! |
В каратэ универсальное звукосочетание, имеющее многозначный смысл на все случаи жизни от приветствия до «слушаюсь и повинуюсь» |
• 52. |
Отагай |
Любой (ученик) |
• 53. |
Рэй |
Поклон |
• 54. |
Рю |
Школа, стиль |
• 55. |
Самуй |
Холодно |
• 56. |
Сёмэн |
Букв. «лицевая стена» - главная стена додзё, где обычно устанавливают алтарь, вешают портреты основателя и крупнейших мастеров, лозунги школы и т.д. |
• 57. |
Сёсин |
Буквально – «Сознание начинающего» |
• 58. |
Сётюгэйко |
Летний лагерь |
• 59. |
Сиай |
Соревнования |
• 60. |
Сивари |
«Проба разбиванием» |
• 61. |
Сикко |
Традиционная ходьба на коленях |
• 62. |
Синдзэн |
Синтоистский алтарь, где витают духи умерших |
• 63. |
Сэппуку |
Харакири |
• 64. |
Тан |
Букв, «печень» - это мужество, смелость. |
• 65. |
Тодомэ |
Завершающий смертельный удар |
• 66. |
Токуи |
Коронные приёмы |
• 67. |
Уваги |
Пиджак |
• 68. |
Ундо, Тайсо |
Упражнения |
• 69. |
Фиолетовый цвет |
Священный цвет в даосском пантеоне |
• 70. |
Фудо |
Непоколебимость |
• 71. |
Хай |
Да, согласие |
• 72. |
Хакама |
Юбкоподобные брюки |
• 73. |
Хата |
Флаг |
• 74. |
Хаяку |
Быстро |
• 75. |
Хомбу |
Штаб-квартира |
• 76. |
Якусоку |
Заранее подготовленный |
• 77. |
Яма |
Гора |
• 78. |
Ямато |
Древнее название Японии |